Необходимо различать
две темы, обсуждаемые в Новом Завете: «оправдание перед Богом» верою,
независимо от дел (Рим.3:28, 4:5, Гал.2:16) и «оправдание перед людьми»
жизнью и делами (Рим.4:2-5, Ним.2:15, Евр.12:10, 1Кор.З:13,
2Кор.11:13-15).
Оправдание Богом
грешного человека — суверенное дело Бога. В него входит и прощение
грехов, и восстановление, и благословение (Рим.4:5). Этот акт
милосердия Бога не поддается никакому логическому объяснению и
полностью относиться к тайне личных взаимоотношений кающегося человека
со спасающим и милующим Богом (Исх.34:6-7). В Библии имеется пример
невиданного по масштабу акта милосердия к грешному человеку. Таким
примером является отступление и покаяние самого негодного Иудейского
царя Манасии (2Пар.ЗЗ: 1 -13).
В период Нового
Завета прощение и оправдание пред Богом всего человечества совершилось
посредством единой искупительной жертвы Христа на Голгофском кресте,
Его воскресением из мертвых, а также Его священнодействием одесную
Бога. Эта тема относится исключительно к разделу учения о новозаветной
вере.
Настоящая тема —
оправдание верующего человека пред людьми, которое может стать реальным
только в результате свидетельства самой жизни и дел. Этот род
оправдания, как было доказано в посланиях Апостола Павла, не может
состояться только по закону одних дел человеческих (Рим.3:27) и не
может относиться к одной только вере (Иак.2:17). Без веры, собственными
усилиями, невозможно оправдаться не только пред Богом, но и перед
людьми.
Пётр пишет в своем
послании, что через драгоценную веру церковь, получая доступ к престолу
благодати, облекается Божественной силой, от которой и «...даровано нам всё потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостью...»
(2Петр.1:3). Слава и благость — это природа Самого Бога и протекает она
через нашу жизнь, через плод Духа Святого и становится возможным только
тогда, когда мы верою получаем приращение к корню. Именно славою и
благостью «дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы
чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от
господствующего в мире растления похотью» (2Петр.1:4). Обратите
внимание на удивительную гармонию взаимодействия Божественной природы,
Божеского естества с человеческим усилием веры в премудром плане
Божием: «То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей
добродетель в добродетели рассудительность, в рассудительности
воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в
благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2Петр.1:5-7). Из этого текста мы видим, как Бог все чудесно задумал и также чудесно осуществляет через веру. «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10).
На примере Закона
Моисеева мы можем видеть, что взаимоотношениям человека с Богом (5
заповедей), Законодатель придает такое же большое значение, как и
взаимоотношениям человека с человеком (5 заповедей). Бог ценит
правильные отношения между людьми так же высоко, как и правильное
поведение по отношению к Нему. Этим Он доказывает Свою любовь к людям.
Он заповедал верующим «иметь мир и святость со всеми» людьми,
без которых никто не увидит лица Господа (Евр.12:10). Само понятие
«оправдание от людей» или «пред людьми» возникает из необходимости
защиты права на благовествование Христа и предполагает многие
составляющие компоненты: не делать никакого рода зла ни себе, ни
ближним (1 Фес.5:22, 1Кор.З:17), исполнять законы окружающего
человеческого общества (1Тим.2:2), быть непорочными в мире
(1Тим.2:2,7), жить в обществе по высоким законам христианской морали и
нравственности (Тит. 1:2-7), делать добро всем людям, «а наипаче своим по вере» (Гал.6:10,
1Тим.5:8), проводить добродетельную жизнь среди язычников (1Пет.2:12),
иметь броню праведности (Еф.6:14). Броня праведности состоит из
образцовой семьи, целомудренной, благочестивой и добродетельной жизни,
совершенных христианских черт характера (Евр.13:5), мудрого поведения и
кроткого нрава, даже в экстремальных ситуациях, какие могут выпасть на
долю христианина (1Тим.6:11, 2Тим.1:8). «Чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о вас худого» (Тит.2:8). «И не подавали противнику никакого повода к злоречию»
(1Тим.5:14). Противником в данном случае может быть человек,
противящийся воле Божией. Но, перечисленными темами не исчерпывается
список всего необходимого для оправдания пред людьми.
Христианское
благочестие должно иметь силу побеждать зло и хранить мир и святость,
иначе под угрозой окажется Божественная природа рожденных свыше детей
Божиих, на которую в первую очередь будут совершаться со всех сторон
нападения, чтобы отнять веру в нее и даже само спасение. Разбойник на
кресте, обратившись к Иисусу, тут же получает прощение и доступ в рай.
Но если бы ему, после этих благословенных слов Христа: «Ныне же будешь со Мною в раю»
(Лк.23:43), пришлось быть помилованным (такой случай описан у Иосифа
Флавия), сойти со креста и остаться жить на земле, то он подвергся бы
неминуемо серьезной опасности. Какой же? Рассмотрим это подробнее.
Допустим, сойдя со
креста и став христианином через рождение свыше и завет доброй совести,
он, во-первых, в лице Бога приобрел бы себе строгого судью, Который
говорит: «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14).
Но это не всё. Бог через пророка говорит: «Служите
Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не
прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его
возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Пс.2:11 -12).
Благоговейное почтение к Сыну заключается в том, чтобы в отпущенное Богом Отцом время успеть «познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Фил.3:10). «И
найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою,
которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил.3:9), а главное, чтобы не оказаться опоздавшим войти в покой Его: «а входим в покой мы, уверовавшие» (Евр.4:3). И еще: «Ибо время начаться суду с дома Божия: если же прежде с нас начнется, то какой конец не покоряющимся Евангелию Божию?» (1Пет.4:17-18), ибо «всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2Кор. 5:10, также Рим. 14:10). И — серьезные предостережения: «Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил» (Иуд.5); «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10:31); «Потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:29).
Все приведенные выше
места Писания говорят о том, чтобы нам не погибнуть в пути и не впасть
в руки разгневанного Бога, нужна не только вера, но и послушание Богу
(Евр.5:9), чтобы войти в обетованный покой. «А без веры (и послушания в вере), угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). Итак, спасенному со креста разбойнику не миновать встречи с природой святого Бога!
Во-вторых,
помилованный разбойник столкнется со своей ветхой природой и борьбой
плоти и духа. В членах плоти своей он обнаружит закон,
противоборствующий закону ума его и делающий его пленником закона
греховного (Рим. 7:23). В душе он будет ощущать ветхую природу своего
греховного «я», навязывающего ему свою гордую житейскую волю, что
приведет его к противлению кресту Христову (Фил.3:18).
В этом поединке с
ветхой природой всякий рожденный свыше христианин будет иметь
смертельную опасность, как имел её и Сын Божий. «Он во дни плоти Своей
с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти
Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение: хотя Он и Сын,
однако страданиями навык послушанию» (Евр. 5:7-8). Он переживет агонию
борьбы, подобно борьбе в Гефсиманском саду Сына Божия. Единственным
выходом из этого смертельного поединка для него будет полное принятие
своего креста, сообразно Кресту Господа Иисуса, и отвержение своего
ветхого «я». Только через эти тесные врата (Мф.7:13-14, Лук. 13:24)
откроется ему «свободный вход в вечное Царство Господа нашего и
Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:11).
В-третьих, серьезную
опасность он будет переживать от окружающих его людей: как от злых и
противящихся, так и от добрых и дружественных, как от нечестивых, так и
от праведных. От злых он будет искушаться злом, испытывать клевету и
гонения. Доброжелательные грешники будут побуждать его участвовать в их
бесплодных делах тьмы: он может подвергнуться опасности последовать
человеческим советам, желающим ему добра, но не по воле Божией (Мф.
16:22). Иисуса били в доме любящих Бога (Зах.13:6), и Он предал хребет
Свой бьющим и ланиты Свои поражающим (Ис.50:6). Когда Он пришел к
Своим, то фарисеи требовали от Него делать то, что казалось им
бесспорным в их толковании Закона. Если бы Он послушался их, то стал бы
таким же, какими были они — злыми убийцами и лицемерами. Иисус сказал,
что Он передал ученикам слово Отца и мир возненавидел их, потому что
они не от мира, как и Сам Иисус не от мира (Иоан.17:14). Угодить
дружественным язычникам легче, чем своим по вере, так как для этого
требуется совершенство, поэтому и написано: «Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу (среди святых) приготовлен» (2Тим.З:17).
Угодить современным фарисеям знающим всё учение, но не живущим в
соответствие с ним и получить от них оправдание невозможно, если только
не стать подобно им, лицемером. Это большая опасность для спасения не
только для гипотетического разбойника, но и для каждого из нас.
Как же спастись
бедному разбойнику? Если бы все люди стали говорить о нём хорошо, тогда
Господь сказал бы ему: «горе тебе... ибо так поступали со лжепророками
отцы их» (Лк.6:26). Единственным спасением от мнения людей для него
являются Христовы блаженства (Мф.5:3-12), которыми человек умирает для
своего «я» и живёт для Бога, а также Его совершенство (Мф.5:48). И это
чудесным образом приходит к нам через плод Духа Святого — любовь, как
написано: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам»
(Рим.5:5), «которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:14) и
«исполнение закона» (Рим.13:10). Только в таком случае человеку не
страшно впасть в руки Бога Живого, избавившись «из львиных челюстей»
человеческого обвинения (2Тим.4:17).
И, наконец, есть еще
одна смертельная опасность для нашего возрожденного разбойника, чудом
спасшегося со креста. Эта опасность ему угрожает от противника Бога
дьявола, как написано: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что
противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить:
противостаньте ему твердою верою» (1Пет.5:8) «...и он убежит от
вас» (Иак.4:7). Диавол — «клеветник братии наших, клеветавший на них
день и ночь» (Откр.12:10). Кого он может поглотить? Неутвержденные и
неокрепшие души. Он может обольстить их, ввести в грех, украсть у них
веру, убить надежду и парализовать отчаянием, сделать человека
боязливым, неверным, скверным. Такового он имеет власть отправить в ад.
Христос говорил: «Но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто по
убиении, может ввергнуть в геенну: да, говорю вам, того бойтесь»
(Лк.12:5). Оружием против такой грозной опасности является только
твердая вера в сочетании со всеоружием Божиим (Еф.6:13).
Так как все же
получить оправдание от людей под таким смертельно опасным давлением?
Этот вопрос звучит почти так же безнадежно, как и тот, который задавали
ученики: «так кто же может спастись?» Ответ в этом случае звучит все
так же уверенно, как и прежде: «Иисус, воззрев, сказал им: людям это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:25-26). «Я
есть истинная виноградная Лоза, а Отец Мой Виноградарь... Я Лоза, а вы
ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо
без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется
вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и
они сгорают... Тем прославится Отец Мой, если вы принесёте много плода,
и будете Моими учениками» (Ин. 15:1,5-6,8).
Итак, кого оправдает
Бог, того вынуждены будут оправдать и люди, как написано: «...а кого
призвал, тех и оправдал: а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:30).
Будем искать лица Его и оправдания Его более, нежели от людей! Тогда мы
пребудем в любви у Бога и у людей (Лк.2:52; Деян.2:47). В этом
заключается вся суть Нового Завета.